OpenStreetMap 로고 OpenStreetMap

Сбор и внесение информации о подъездах в домах.

LLlypuk82님이 Russian (Русский)로 2015년 9월 30일에 게시함. 최근 2018년 12월 7일에 업데이트됨.

Введение))

Как-то раз увидел на mapsurfer подписанные подъезды с номерами квартир. Для меня это очень полезная информация. В моём городе оказалось довольно много закартированных подъездов, но далеко не все, и я решил приобщиться к процессу. Расскажу о выработанном со временем удобном для меня способе.

Понадобятся:

1) Редактор JOSM

2) Навигационная программа OsmAnd

3) Конвертер карт под неё OsmAndMapCreator. Конвертер опционален, хотя очень желателен (для оперативной актуализации карт). ## 1-й этап - подготовительный (также не обязательный, но повышающий удобство) За день (минимум) до похода в город загружаем в JOSM интересующий нас квартал или его часть, где требуется сбор данных. Проставляем на соответствующих домах тег fixme со значением, например, «подъезды». На следующий день качаем свежие исходные данные своего региона на сайте gis-lab.info в формате pbf или bz2. Конвертируем карту и закидываем полученный .obf в папку OsmAnd-а. В настройках отображения включаем опцию как на скриншотах: 123 Теперь гораздо легче ориентироваться, т. к. появилась «подсветка» «проблемных» домов. Этот пункт опционален, потому что в OsmAnd по умолчанию показывается информация о подъездах и на крупных зумах сразу видно, где требуется «вмешательство». ## 2-й этап (сбор данных) Долгим тапом в точке, примерно соответствующей расположению подъезда, вызываем меню и далее всё понятно из скриншотов: 456 Т. е. ставим понятные нам заметки. Их количество и очерёдность подбирается так, чтобы вы легко могли восстановить количество квартир. Я обычно отмечаю последний подъезд обязательно (в идеале с него и начинать), а потом - через один. Первый не обязателен, если мы отметили второй. В городе, как правило, есть типовая застройка. Это сильно упрощает дело. Иногда достаточно одного подъезда, чтобы определить все остальные в доме. Но есть риск обмануться, т. к. бывают похожие нумерации или исключения из «правила», когда по какой-то причине кол-во квартир варьируется хотя бы в одном подъезде, и тогда все последующие будут отличаться от типовых. Ещё стоит обращать внимание на крайние подъезды (там зачастую больше квартир, поэтому не стоит экстраполировать их кол-во на остальные). Полезно делать беглый визуальный контроль, проходя (проезжая на велосипеде) вдоль дома, т. к. и в середине могут быть «сюрпризы». ## 3-й этап (обработка собранного и внесение в базу) *UPD В более новых версиях (сейчас — ночные сборки) можно, не выгружая заметки, удалять их по мере внесения данных или:

Придя домой, выгружаем по wi-fi свои заметки: 789101112 Далее запускаем JOSM и вносим данные: 1314 Для удобства можно вынести кнопку пресета для подъездов (выбираем «в подъезд/на лестницу», т. е. entrance=staircase): 15 Не забываем по ходу закрывать использованные заметки: 16 и удалять теги fixme 17 18 Выгружаем changeset и радуемся проделанной работе))) ## Заключение)) Не смотря на пространное растянутое описание (больше для совсем новичков), все действия не требуют специальных знаний и экзотических программ. ## Примечания * В примерах использована одна из стабильных бета-версий OsmAnd (см. ссылку на конвертер), но текущая маркет-версия принципиально ничем не отличается по функционалу. * Сейчас есть возможность удалять заметки прямо в OsmAnd по мере их использования (если не хочется сначала выгружать их online, а потом загружать в JOSM)

Примеры использования

Рендеринг в онлайне (карты со стилем, отображающем подъезды с номерами квартир):

1) Упомянутый mapsurfer (не обновлялся с мая 2016)

2) Спутник (также редко обновляется и может совсем перестать, как говорят разработчики)

Навигационный софт, показывающий подъезды и номера квартир:

1) OsmAnd с возможностью маршрутизации к подъезду (т. к. выбрать ближайшую точку нетрудно). 19 2) 7 ways/7 дорог со штатной возможностью составления маршрута до подъезда. 20 3) Garmin-карты на gis-lab. 21 4) Maps.me вернули возможность просмотра номеров подъездов и квартир (надеюсь, учтут и дальнейшие пожелания в этом направлении). 22 P.S. Плодотворного и весёлого картирования вам! И хороших табличек на подъездах ;))

이메일 아이콘 Bluesky 아이콘 Facebook 아이콘 LinkedIn 아이콘 마스토돈 아이콘 텔레그램 아이콘 X 아이콘

토론

2015년 9월 30일 04:36mavl님의 의견

Методика интересная. Но есть недостатки:

  1. Не нужно добавлять тег fixme в базу данных OSM, который адресован самому себе и который будет удалён через сутки-двое (напрасно увеличивается номер версии объекта и увеличивается объём данных истории). Это просто лишние действия и трата времени (добавление тега fixme, а потом его удаление).

  2. Неправильно используются заметки OSM (notes).

Читаем на странице osm.wiki/Notes:

Don’t use it to put your personal notes. Although you can use notes as a reminder to yourself, you are also inviting others to look at it. Descriptions must make sense to other people, and you shouldn’t be placing many notes as part of your personal mapping workflow.

То есть: Не используйте заметки, чтобы разместить ваши личные примечания. Хотя вы можете использовать заметки как напоминание вам самим, вы также приглашаете других смотреть на них. Описания должны иметь смысл для других людей и вы не должны размещать много заметок, как часть вашего личного рабочего процесса.

Другими словами заметки предназначены для людей, которые не являются участниками OSM, и нежелательно их использовать участникам в качестве личного баг-трекера.

Хорошая методика сбора данных та, которая не требует вообще никакой подготовки (внезапно на улице включил навигатор/телефон, поставил заметки/метки/точки для подъездов прямо в этот навигатор/телефон, перенёс в компьютер, добавил в OpenStreetMap).

2015년 9월 30일 06:51ajvol님의 의견

Да, как же прогресс ушёл далеко вперёд, я всё ещё по бумажке рисую. Буду теперь хотя бы пресеты использовать.

А подъезды бывают очень интересными. Например, бывшие общежития, разбитые на квартиры, в которых когда-то были сквозные проходы через все этажи, а затем на некоторых этажах поставили перегородки. Нумерация может быть зубодробительной, жаль она редко отражена на табличках.

2015년 9월 30일 06:57guanchzhou님의 의견

Как-то у вас все слишком сложно когда можно сильно проще:

ставим себе Galileo, гуляя по городу расставляем в нем метки с указанием всех необходимых подробностей, экспортируем получившуюся коллекцию в gpx и отправляем себе по почте (это в два клика все), открываем файл в Josm и редактируем.

Если хочется видеть где и какие подъезды замаплены - добавляем себе в подложки Galileo тайлы Sputnik

2015년 9월 30일 08:44Zverik님의 의견

Я просто беру фотоаппарат, включаю GPS, встаю на самокат и делаю как можно больше фотографий. А затем по треку, спутниковым снимкам и данным OSM расставляю подъезды. Получается очень быстро, 80-100 подъездов в час (рисовать дольше).

Ещё очень удобен NextGIS Mobile, правда, он GeoJSON выдаёт, который JOSM не умеет.

2015년 9월 30일 11:05freeExec님의 의견

Как уже заметили выше разбавлять осм fixme и заметками не стоит ради этого. Из osmand заметки нужно не выгружать в осм, а экспортировать в файл. А затем его открывать в JOSM. Там правда сменился формат для слоя заметок, но я навоял конвертер . Желательно использовать ключ --positiveID, чтобы josm позволял закрывать заметки. Отправлять из в осм потом естественно не нужно, хоть josm и настаивает :)

2015년 9월 30일 20:49AdventurerRussia님의 의견

а я как последний нуб! либо фоткаю либо записываю в заметках, и ручками ввожу в браузере :D Далеко мне еще до ваших технологий

2015년 9월 30일 20:56LLlypuk82님의 의견

Сильно вспомнился анекдот про двух джентльменов и кэбмена, который в конце интересуется: ничего, что я к ВАМ спиной сижу? :) Это об использовании notes. Чем, где и кому помешали МОИ заметки (живущие, как бабочки-однодневки или даже меньше) или могут помешать в том виде как я их использую - для меня большая загадка. Ну а польза очевидна (смею быть уверенным, что не мне одному). Про fixme - (почти)без комментариев (он же не для картирования, а так - для эстетского созерцания вакуумных слонов). Любой удобный для кого-либо способ, безусловно, имеет место быть и быть единственно приемлемым, не умаляя достоинств других вариантов.

2015년 9월 30일 23:02edward17님의 의견

Обращаюсь ко всем мапперам, занимающимся сбором информации о подъездах, с просьбой: пожалуйста, не ленитесь, и старайтесь обойти как можно подъездов и как можно меньше экстраполировать, чтобы избежать внесения в базу OSM неверных данных. Особенное внимание нужно уделять торцевым, угловым подъездам и таким, у которых на первом этаже находится магазин / парикмахерская / etc.

Например, в этом подъезде, который имеет номер 1, первую квартиру занимает ветклиника. Попасть в неё можно только с улицы. Поэтому над подъездом висит табличка с квартирами: “2-40”.

Ещё, из своего опыта: в этом доме первый и четвёртый подъезды имеют по 4 квартиры на этаже, а второй и третий - по 3.

По аналогии с первым примером: здесь одна квартира на первом этаже, видимо, присоединена к магазину, доступ из подъезда в неё отсутствует, над ним висит табличка “73-107” (напомню, в стандартном случае в третьем подъезде располагаются квартиры 73 - 108).

А здесь целых две квартиры “отсоединили” от подъезда, о чём говорит табличка над ним.

Пожалуйста, будьте внимательны! Не экономьте время! Помните, что лучше нанести 10 правильных подъездов, чем 20 неправильных!

P. S. +1 к замечанию о том, что fixme=* и заметки используются неправильно.

2015년 10월 1일 06:26var-alex님의 의견

Использую точно такой же способ, ну кроме того, что fixme не ставлю. Но у меня это не актуально, в моем городе никто кроме меня подъезды не мапит, так что где они есть а где нет и так я знаю. Остальные более трудоемкие ;-) а я патологически ленив. Про экстраполяцию соглашусь с edward17 полностью. Сам никогда не экстраполирую, только то, что есть на табличках.

p.s. а тот osm файл что josm может сохранить нельзя никак сразу в obf преобразовать, что бы с fixme в базу не грузить?

2015년 10월 1일 08:36AdventurerRussia님의 의견

вообще полезно это, но столько костылей. Хотелось бы что бы прям на ipad можно было без всяких бубнов редактировать в офлайне

2015년 10월 1일 11:23var-alex님의 의견

Да про конвертор я знаю, жрет ли он osm что сохраняет josm вопрос вот в чем. AdventurerRussia, точно всё равно сделать очень гиморойно, ибо смещение подложки. Подъезда в основном не видно, а видно некую крышную конструкцию относительно которой смещение входа фиксированно в доме.

2015년 10월 1일 12:00AdventurerRussia님의 의견

var-alex да мне подложка не нужна, достаточно слоя как в maps me, где можно ставить нормально метки, все равно вся работа в браузере. А это так набросок. Рисовать на ipad дома точно ни кто не будет. А вот ставить метки магазинов и остановок по gps было бы намного удобнее,

2015년 10월 2일 07:49guanchzhou님의 의견

AdventurerRussia я же описал выше как удобно собирать метки на iPad

2015년 10월 4일 12:14Felis Pimeja님의 의견

На android подъезды замечательно собираются в Vespussi. Рисовать геометрию в нём адски неудобно, а вот собирать точки самое то. Требуется один вечер на изучение приёмов работы с программой. Зато дальше трудозатраты точно такие же как и в OsmAnd, зато точки можно сразу заливать в базу, а не возвращаться к ним в Josm. Колоссальное повышение эффективности.

2015년 10월 4일 18:14d1g님의 의견

Колоссальное повышение эффективности. Я сам давно Vespucci не пробовал, но моему опыту разница будет не более чем в два раза по врмени-действиям:

Метод LLlypuk82 имеет недостаток с заметками: это потеря по времени на ввод промежуточной информации. Я фотки/видео в JOSM правлю, без notes-заметок.

  • тут неудобный тачскрин (телефон)
  • там нужно повторно смотреть картинки (теряется время, но чуть-чуть) зато печатать удобнее (выигрыш по времени)

Особенно когда JOSM подстказывает предыдущие теги типовых подъездов в Vespucci есть такое сейчас?

2015년 10월 5일 06:34var-alex님의 의견

Во всех методах, что сразу ставится точка подъезда, без редактирования потом на ББ, мне не понятно, каким образом достигается приемлемая точность её отметки? В плотной застройке что телефон что планшет показывают ооооооочень примерное положение.

Да и возвращаться приходится, что бы доотметить всё сопутствующее, что не видно из за несвежести бинга и зарослей деревьев.

2015년 10월 5일 15:47LLlypuk82님의 의견

И ещё момент: метки используются как ориентир, ставятся по минимуму, а в редакторе выстраивается полная картина (быстро, удобно и весьма точно по расположению). А если редактировать прямо на местности каждый увиденный подъезд… Где же тут эффективность? И ещё немаловажно: для сбора инфы не требуется ни интернет, ни GPS (который в этих условиях бесполезен и кушает заряд батареи).

2015년 10월 6일 13:01Felis Pimeja님의 의견

d1g, есть возможность копировать теги. Я ставлю одну точку, копирую теги, потом вставляю на все последующие подъезды, редактируя значения.

var-alex, разумеется такой сбор подходит только когда местность хорошо предварительно отрисована по спутниковому снимку. Тогда точность 1-2 м легко достигается привязкой к габаритам геометрии здания. GPS для этого использовать глупо. В противном случае о чём мы тут рассуждаем? Обходной лист пока никто не переплюнул.

LLlypuk82, я привык проверять каждый подъезд, а если я к нему подошёл, то проставить точку уже не сильно повышает временные затраты. GPS не нуже, интернет в принципе тоже - данные можно залить по приходу домой.

2015년 10월 6일 14:37Gumeg님의 의견

Про entrance=staircase ничего не сказано.. В скриншотах entrance=yes, видимо более общий тег. Вряд ли эо не верно, но ведь можно более точно указывать?

2015년 10월 6일 14:39Gumeg님의 의견

А я GoMap! использую на IPad. Пресеты там не очень, но если на карте уже есть похожий объект, то дали копирую/вставляю теги. Это вариант для небольшого сбора информации и мгновенной передачи на сервер.

2015년 10월 6일 18:53LLlypuk82님의 의견

Да, entrance=staircase не упоминал - потому что особого смысла (разницы) не вижу, хотя этот тег и поддерживается много где уже и вполне применим, но вовсе не обязателен. Проверять, конечно же, надо все (обычно так и делаю), но картировать - увы, не сподручно в поле. Даже если предварительно разметить точки подъездов (а это не всегда можно корректно сделать, не побывав на местности). От фотографирования быстро отказался, поскольку: 1) неудобно обрабатывать (разношёрстные таблички/надписи) и забивается память телефона, возня с файлами 2) слишком часто нужна хорошая оптика и вспышка (которых нет в телефоне), а иначе рассмотреть что-либо невозможно (ибо надписи страдают хронической «едвавидимостью»).

2015년 10월 15일 17:15xmd5a님의 의견

Я использую фото с экшн-камеры на велосипеде. Телефон ставлю на вынос руля. Фото привязываю к треку через gpsprune. Загружаю всё в JOSM и рисую, обычно в несколько раз дольше чем собираю данные, потому что объектив широкоугольный и много данных попадает в кадр. fixme тоже иногда ставлю. Из минусов - в плотной застройке не всегда удобно разбираться что именно на снимке, но тут можно приноровиться и или снимать больше кадров, или снимать только кадры с заметными ориентирами.

2015년 10월 15일 17:23xmd5a님의 의견

Кстати очень полезно кроме использования пресетов вынести на горячие клавиши самые используемые теги, чтобы они добавлялись сразу без вопросов.

2015년 10월 19일 08:31VlIvYur님의 의견

Так и делаю. Только не пользуюсь notes и предварительно не смотрю на каком доме не хватает номеров - стараниями Danidin9 окрест меня почти не осталось пустых под’ездов. Приходим домой и выгружаем заметки в файл. Полученный файл (.osc кажется) JOSM есть отказался, но его очень просто привести к нормальному *.osm удалив лишнее и заменив одно на другое, я даже скрипт не стал ваять, ибо дольше набирать потом в шелле. И открываем потом его JOSM’ом, загружаем территорию. Всё, точки у нас есть, информация в них будет в fixme=, наставить новых на нужных местах, добавить нужную информацию, удалить наши лишние точки. В JOSM свои заметки можно найти обычным поиском по fixme=* (если есть ошибки с карты, в найденном они будут раньше наших в списке выделенного Alt-Shift-T)

2015년 10월 28일 04:27NetWormKido님의 의견

У меня основной инструмент сбора данных на улице - диктофон. Просто идешь и проговариваешь номер подъезда и номера квартир, ну и если есть номер дома, то и его. Минус один - желательно вносить собранное, сразу по приходу или в ближайшие дни, чтобы из головы не вылетело где бродил.

2015년 11월 3일 18:31j-wills님의 의견

Если дома не замороченные, то можно через один подъезд мапить ;)

2015년 12월 29일 12:04CupIvan님의 의견

я как-то для этих целей делал страничку http://osm.cupivan.ru/entrance/ с отображением подъездов на карте, удобно смотреть где что.. я обычно делаю скриншот, печатаю и иду проверять :-) и да, нужно уточнять entrance=staircase вместо entrance=yes

2015년 12월 29일 19:31LLlypuk82님의 의견

Есть такая закладочка у меня (хотя и пользуюсь редко). А везде ли сейчас поддерживается entrance=staircase? Это к тому, что entrance=yes появился явно раньше и обрабатываться конвертерами и рендерами должен шире. Для меня важна широкая совместимость, при том, что какой-то существенной разницы во входах как таковых не усматриваю. Главное — наличие ценных атрибутов: нумерация самих входов и квартир.

2015년 12월 29일 19:40LLlypuk82님의 의견

А надо бы чаще пользоваться, валидатор хороший! Глянул и сходу нашёл «висящие в воздухе» подъезды.

И хорошо оценивать районы по критерию «подъездозамапленности».

댓글을 남기려면 로그인하세요